В августе ОАО «ОСК» провело тендер на поставку оборудования гребных электрических установок (ГЭУ) для трех ледоколов проекта 21900М. Дизель-электроходы будут строиться на Выборгском судостроительном заводе (г. Выборг Ленинградской области). Заказчиком ледоколов является ФГУП «РОСМОРПОРТ», проектант – ОАО КБ «Вымпел» (г. Нижний Новгород).
Первые два ледокола серии 21900 «Москва» и «Санкт-Петербург» были построены на Балтийском судостроительном заводе (г. Санкт-Петербург) и в настоящее время эксплуатируются в Финском заливе и Балтийском море. Мощность ГЭУ ледоколов модернизированного проекта 21900М увеличена с 16 до 18 МВт.
Приглашение от ОАО «ОСК» на участие в закрытом запросе предложений на право заключения договоров на поставку оборудования комплекса ГЭУ получили три зарубежные и одна российская компании: АВВ Оу, Ingeteam Power Technology S.A., Wärtsilä Finland Oy и ЗАО «РЭПХ» (г. Санкт-Петербург).
К участию в тендере были допущены два принципиально разных варианта комплектации ГЭУ: с низковольтным и средневольтным оборудованием. Следует отметить, что в мировой практике отсутствует опыт создания низковольтных (до 1000 В) систем ГЭУ мощностью 18 МВт. Обоснованные мнения о целесообразности применения средневольтного напряжения на судах данной серии высказывали ведущие научные и проектные организации страны. Из зарубежных компаний только одна - Wärtsilä Finland Oy разработала техническое предложение на поставку низковольтного оборудования. Остальные зарубежные компании, являющиеся мировыми лидерами в производстве судовых систем электродвижения, подготовили только средневольтные варианты комплексов ГЭУ. ЗАО «РЭПХ» разработал два технических предложения на поставку низковольтной и средневольтной системы ГЭУ.
Технические и экономические преимущества средневольтной системы ГЭУ не вызывают сомнения у специалистов ЗАО «РЭПХ», фирм SIEMENS AG, АВВ Оу, Ingeteam Power Technology S.A.
В предложении российской компании отмечалось, что оборудование комплекса ГЭУ будет произведено на дочерних и зависимых предприятиях ЗАО «РЭПХ», расположенных в Российской Федерации, в городе Санкт-Петербург (ЗАО «НЗЛ», ОАО «Завод «Электропульт») и совместном предприятии с компанией SIEMENS AG - ООО «Сименс-Электропривод». Проектные, инженерные и пуско-наладочные работы проводят дочерние и зависимые предприятия ЗАО «РЭПХ». Общая численность сотрудников ЗАО «РЭПХ», дочерних и зависимых предприятий составляет около 2500 человек, 100 % владельцем акций Холдинга является ОАО «Газпромбанк».
В ходе тендера на последнем этапе проведения закупочной процедуры осталось два участника: ЗАО «РЭПХ» и Wärtsilä Finland Oy. Стоимость предложения ЗАО «РЭПХ» на поставку средневольтного варианта комплекса ГЭУ на одно судно было на 470 000 евро меньше, чем предложение от Wärtsilä Finland Oy. Таким образом, предложение ЗАО «РЭПХ» на комплексную поставку оборудования ГЭУ для трех ледоколов на 1 410 000 евро меньше по стоимости, чем предложение фирмы Wärtsilä Finland Oy.
При этом по предварительным расчетам в случае использования средневольтной системы ГЭУ, стоимость кабельных трасс, монтажных работ и работ по прокладке кабеля может быть снижена еще на сумму около 500 000 евро на одно судно, что не учитывалось при сравнительном анализе вариантов поставки ГЭУ.
Таким образом, при выборе средневольтной системы ГЭУ, стоимость оборудования и монтажных работ снижается на сумму около 2 910 000 евро на три судна по сравнению с предложением фирмы Wärtsilä Finland Oy. При этом все оборудование планировалось изготовить на российских предприятиях.
Несмотря на вышесказанное, на последнем этапе проведения закупочной процедуры Председатель Закупочной комиссии Ф.В. Кирсанов снимает с рассмотрения предложение ЗАО «РЭПХ» на поставку средневольтной системы ГЭУ(?!). При этом предложения других зарубежных участников на поставку средневольтной системы ГЭУ, были отклонены ранее, на этапе финансовой процедуры сравнения вариантов, а не по техническим критериям.
Второе предложение ЗАО «РЭПХ», содержащее вариант с применением низковольтной системы ГЭУ, совпало по стоимости с предложением от фирмы Wärtsilä Finland Oy. Однако предпочтение при равных финансовых показателях было отдано зарубежной компании, не имеющей необходимых производственных мощностей в Российской Федерации для изготовления оборудования ГЭУ. При этом не было принято во внимание, что при равной цене на поставляемое оборудование, условия оплаты, содержащиеся в предложении ЗАО «РЭПХ», являлись более выгодными для Заказчика.
На наш взгляд, решение закупочной комиссии ОАО «ОСК» прямо противоречит целям и задачам федеральных программ, направленных на развитие отечественного судостроения и высокотехнологичных производств.