09 апреля 2014 года атомный ледокол «Ямал» Росатомфлота вышел из порта приписки Мурманск в экспедицию под руководством научно - исследовательского института Арктики и Антарктики. Данная экспедиция осуществляется по заказу нефтяной компании «Роснефть» и Exxon Mobile и нацелена на изучение ледовых и гидрометеорологических условий на акватории юго-западной части Карского моря, моря Лаптевых. Экспедиция станет продолжением прошлогодних изысканий, которые проводились на атомоходе «Ямал» ровно год назад. Об этом 09 апреля 2014 года сообщила пресс-служба Росатомфлота.
Как рассказал руководитель экспедиции Андрей Тюряков: «Запланирован значительный комплекс исследований. Мы будем заниматься изучением всех характеристик морского льда: морфометрических характеристик, физико-механических свойств дрейфующего льда. Будем изучать айсберги, их дрейф, геометрические размеры, включая размеры подводной части. Будем заниматься изучением гидрологического режима морей Карского, Лаптевых, района Новосибирских островов».
Отметил Андрей Борисович и техническую оснащенность предстоящих работ – запланированы изыскания с помощью спускаемых подводных аппаратов, беспилотного летательного аппарата, который будет помогать осуществлять аэро - фотосъемку ледяного покрова морей, установки буев на айсберги для отслеживания дрейфа. В планах - большое количество исследований с воздуха - с помощью вертолета Ка-32.
Эти изыскания носят прикладной характер, заказчик – нефтяная компания «Роснефть», они предполагают совместно с Exxon Mobile в ближайшее время начать добычу углеводородов в указанном районе. Наши задачи - исследовать условия в районах будущих работ - в морях, где на протяжении 10-11 месяцев присутствует ледяной покров, рассчитать и минимизировать риски, связанные с влиянием льда на инженерные сооружения, которые строятся на шельфе, включая платформу и терминалы для подхода судов в будущем.
Перед экипажем атомного ледокола стоит задача довести экспедицию по заранее утвержденному маршруту и посетить все заранее оговоренные точки, вне зависимости от ледовой обстановки.
«Маршрут достаточно сложный, в это время в Арктике максимальное ледообразование – максимальное развитие льда по площади и его толщине, - рассказывает третий старший помощника капитана а/л «Ямал» Сергей Крюков. - Работа с экспедицией заключается в приходе в утвержденную экспедицией точку, высадка участников экспедиции и выгрузка оборудования на льдину, после окончания их работы - загрузка экспедиции обратно и продолжение следования согласно программы экспедиции».
Экспедиция продлится 55 суток, уже в начале июня атомный ледокол и члены экспедиции вернутся в Мурманск. По планам по приходу в Мурманск исследователи должны представить небольшой информационный отчет, а к сентябрю - подробный технический отчет со всем анализом полученных данных. Атомный ледокол «Ямал» по окончанию экспедиции вернется в Арктику – для начала транзитной навигации по трассам Северного морского пути.