В 2014 году дноуглубительные работы на одном из старейших и самых протяжённых морских судоходных каналов России — Волго-Каспийском судоходном канале — планируется перевести на новый, более интенсивный уровень. Для этого астраханский филиал «Росморпорта» приобретёт дополнительно третий земснаряд и планирует довести объёмы снятого со дна грунта до 4,5 миллиона кубов в год. Об этих планах астраханскому губернатору Александру Жилкину рассказал руководитель ведомства Николай Ковалёв, передала 09 апреля 2014 года пресс-служба администрации губернатора Астраханской области.
Как подчеркнул в ходе своего доклада директор Астраханского филиала ФГУП «Росморпорт», ежегодно ведомством осуществляется целый комплекс работ по дноуглублению на старейшем судоходном канале России, ведётся регулярный мониторинг самых сложных участков, где в результате заиливания не удаётся соблюдать так называемые паспортные глубины (глубины, обеспечивающие нормальное, беспрепятственное прохождение судов). Помимо заиливания дна и обмеления ряда участков канала беспокоит моряков и снижение уровня Каспия. По данным специалистов, за последние пять лет уровень моря упал на 59 сантиметров, что уже создало определённые проблемы для судоходства. В минувшем году, как отметил Николай Ковалёв, средствами регионального филиала «Росморпорта» со дна Каспия уже удалось «снять» 3,6 миллиона кубометров грунта. Цифры, признают специалисты, внушительные, однако в планах — увеличить показатель ещё на миллион кубов. «Объёмы в 3,6 млн кубов — это ещё не предельные объёмы, мы можем гораздо больше. По нашим расчётам, объёмы должны достигать 6 миллионов кубов. И чтобы гарантировать 4,5-метровую проходную осадку, нужно обеспечить объём 6,5 миллиона кубов. Но пока, на данном этапе, мы готовы выйти на 4,5 миллиона», — уточнил Ковалёв. В ближайшей перспективе астраханский филиал при поддержке федерального управления «Росморпорта» планирует закупить дополнительное оборудование — так называемый самоотвозной земснаряд, обладающий большей вместимостью, чем те, что уже используются в управлении.
Такая работа, по общему мнению участников совещания — представителей регионального министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов, руководителей астраханских портов, а также ключевых нефтедобывающих компаний, работающих на шельфе Каспийского моря, важна как для модернизации транспортной инфраструктуры региона, так и в целом для развития торгово-экономических связей со странами прикаспийского бассейна. Как подчеркнул в своём выступлении губернатор Астраханской области Александр Жилкин, эту тему планируется обсудить в том числе и в ходе предстоящего саммита прикаспийских государств. «С учётом того, что коридор «Север-Юг» будет одной из основных тем на саммите, а также учитывая, что сегодня принимается решение по снятию экономических санкций по отношению к Ирану, мы ожидаем в этом году реальное возрастание грузопотоков в Иран. И учитывая то, что сейчас они находятся в живой фазе сообщения с Индией по транзиту грузов, конечно, нам нужно понимать, что развитие Волго-Каспийского судоходного канала приобретает стратегическое значение», — отметил глава региона.
Развитие транспортной инфраструктуры и, в частности, планомерная работа по дноуглублению Волго-Каспийского морского судоходного канала станут важными направлениями и в реализации проекта свободной экономической зоны промышленного типа. «В перспективе данная площадка будет работать на весь прикаспийский бассейн, что, естественно, увеличит возможности и объёмы перевалки грузов через астраханские порты. Разумеется, возникнет необходимость прорабатывать и в дальнейшем развивать судозаходы региона. И мы будем над этим работать», — резюмировал Александр Жилкин.