Совет Федерации одобрил закон, усиливающий ответственность за нарушения судовладельцами норм действующего законодательства, в частности в сфере безопасности. Соответствующие изменения вносятся в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ и ряд других законодательных актов.
Целью закона является совершенствование системы государственного управления в сфере внутреннего водного транспорта, а также повышение эффективности контрольно-надзорных мероприятий в области безопасности.
В частности, законом перераспределяются надзорные функции между Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и Федеральным агентством морского и речного транспорта. Кроме того, закон предусматривает создание нового надзорного органа - администрации бассейна внутренних водных путей. Новому ведомству предлагается передать ряд функций, которые на сегодняшний день закреплены за бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. В частности, администрация бассейна внутренних водных путей должна будет осуществлять навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания и содержание судоходных сооружений, проводить путевые работы на внутренних водных путях, осуществлять диспетчерское регулирование движения судов. Кроме того, в функции нового ведомства войдут государственный портовый контроль и регистрация судов в Государственном судовом реестре.
Помимо этого, законом усиливается административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии или с нарушением предусмотренных лицензией условий. Так, предусматривается наложение штрафа на граждан и должностных лиц в размере от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб., на юридических лиц - 400 тыс. руб. с конфискацией судна.
Также устанавливаются основания для проверки судов в процессе эксплуатации, а должностные лица наделяются правом задерживать суда до устранения нарушений, создающих угрозу безопасности при их эксплуатации.
Согласно закону, минимальные страховые суммы увеличиваются до 20 млн руб. в зависимости от валовой вместимости судна. При этом члены комитета по транспорту отмечали ранее, что произвольно установленная минимальная страховая сумма может оказаться непосильным бременем для организаций, эксплуатирующих суда на внутренних водных путях. По некоторым оценкам, финансовый результат речных перевозчиков за последние три года в среднем составил 600-650 млн руб. при рентабельности перевозок речным транспортом в 2-3%, говорится в заключении профильного комитета.